Место нахождения организации имеет важное значение при ее взаимодействии с госорганами, предъявлении иска в суд, для направления судебного извещения и т.д. (абз. 2 ч. 1 п. 1 ст. 65 НК; ч. 1 ст. 49, ч. 3 ст. 140 ХПК). Рассмотрим порядок определения места нахождения коммерческой организации в ее учредительных документах, а также некоторые другие вопросы, связанные с этим.
Об адресе организации при ее регистрации и не только
Госрегистрация организации осуществляется по месту ее нахождения. Его нужно определить до представления в регистрирующий орган необходимых для регистрации документов (п. 4 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утв. Декретом от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Положение о госрегистрации)).
Место нахождения организации указывается в подаваемых в регистрирующий орган уставе (учредительном договоре) организации и заявлении о ее регистрации (ч. 1 п. 2 ст. 48, ч. 1 п. 3 ст. 50 ГК). При этом в названных документах прописывается предполагаемое место нахождения (абз. 3 п. 12, п. 4 Положения о госрегистрации), т.е. то, где организация планирует размещаться.
Место нахождения указывается с определенной степенью детализации. В частности, в уставе обязательно прописываются административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение (если таковые имеются) (ч. 1 п. 3 ст. 50 ГК).
При этом следует различать административно-территориальную единицу и населенный пункт. Административно-территориальными единицами являются область, район (за исключением районов в городах), сельсовет, город, поселок городского типа. К населенным пунктам относятся города, поселки городского типа и сельские населенные пункты. В отличие от населенного пункта в административно-территориальной единице обязательно присутствует местный исполнительный и распорядительный орган (абз. 2 и 6 ст. 1, ст. 6, ч. 1 ст. 8 Закона от 05.05.1998 N 154-З «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь» (далее — Закон N 154-З)). На практике такой орган может выполнять функции регистрирующего органа (абз. 8 п. 9 Положения о госрегистрации).
Пример
Ситуация 1. ООО «Протон» расположено в аг. Озерцо. Административно-территориальной единицей д. Озерцо не является. В сведениях о месте нахождения ООО «Протон» в качестве административно-территориальных единиц нужно указать: Минская область, Минский район, Щомыслицкий сельсовет, а в качестве населенного пункта — д. Озерцо.
Ситуация 2. ОАО «Нектар» располагается в Гродно. В сведениях о месте нахождения организации в качестве административно-территориальной единицы и населенного пункта достаточно указать г. Гродно.
Справочно: Сведения об административно-территориальных единицах необходимо отражать в учредительных документах организации в точном соответствии с единым реестром административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь (ч. 2 ст. 20 Закона N 154-З).
В заявлении о регистрации нужно также указать (п. 3 формы заявления о государственной регистрации коммерческой организации, утв. постановлением Минюста от 27.01.2009 N 8):
— почтовый индекс;
— вид элемента улично-дорожной сети (например, улица, проспект, переулок) и его наименование;
— вид помещения (например, комната, офис, квартира) и его номер (за исключением вида помещения «частный дом»);
— тип помещения (жилое или нежилое);
— номер и корпус дома (при наличии) и др.
В уставе организации сведения о ее месте нахождения не нужно отражать в таком же объеме, в котором они указываются в заявлении о регистрации. Однако это целесообразно делать для обеспечения достоверности информации.
Пример формулировки положения устава:
1.3. Место нахождения Общества: 220090, г. Минск, ул.Притыцкого, д. 145, корп. 3, пом. 40Н (нежилое помещение).
Как свидетельствует судебная практика, в некоторых случаях при регистрации организации в качестве ее места нахождения может указываться здание, адрес которого еще не был зарегистрирован.
Судебная практика
Ввиду указания при регистрации в качестве места нахождения организации объекта недвижимости, которому еще не был присвоен адрес в установленном порядке (п. 6 Инструкции о порядке ведения адресной системы, утв. постановлением Госкомимущества от 15.08.2012 N 27), прокурор просил регистрацию такой организации признать недействительной.
При этом адрес, представленный при регистрации, указывался в полном соответствии с отраженным в договоре аренды. Кроме того, орган по регистрации объектов недвижимости сообщил в суд, что письменно согласовал присвоение адреса объекту недвижимости, который организация указала при регистрации. В связи с этим суд отказал в удовлетворении требования прокурора.
Постановление апелляционной инстанции экономического суда Брестской области от 09.06.2015.
Место нахождения организации при указании в ее уставе и заявлении о регистрации определяется по адресу, где расположен постоянно действующий исполнительный орган этой организации (ч. 1 п. 2 ст. 48, п. 2, ч. 1 п. 3 ст. 50 ГК). К постоянно действующему исполнительному органу хозяйственного общества относится, например, директор (генеральный директор) или правление (дирекция) (абз. 3 ч. 3 ст. 33, ч. 3 ст. 53 Закона о хозобществах).
Таким образом, в данном вопросе не имеет значения, где организация осуществляет производственную деятельность и где ее другие органы управления выполняют свои обязанности.
Пример
Кабинеты директора и бухгалтерии ООО «ЛИКФАРМ» расположены в здании по адресу: г. Минск, ул. Советская, д. 15, каб. 2 и 3 соответственно. В этом же городе, но по другому адресу (г. Минск, ул. Советская, д. 19) находятся подсобное производство и магазин, а также проводятся общие собрания участников общества и заседания совета директоров (наблюдательного совета) ООО «ЛИКФАРМ». В данном случае место нахождения организации необходимо определять по месту нахождения здания и кабинета, в котором работает директор, — г. Минск, ул. Советская, д. 15, каб. 2.
В случае отсутствия у организации постоянно действующего исполнительного органа ее место нахождения определяется по месту органа или лица, имеющего право действовать от ее имени без доверенности (п. 2 ст. 50 ГК). Ситуация, когда в организации отсутствует исполнительный орган, может сложиться, например, если законодательством не предусмотрено его образование.
Пример
Исполнительный орган в полном товариществе не создается. По общему правилу все участники товарищества имеют право действовать от его имени без доверенности. Исключением является случай, когда ведение дел товарищества поручается одному или нескольким участникам. При этом остальные участники не могут действовать от имени товарищества без доверенности (ч. 1, 2 и 3 п. 1 ст. 69 ГК).
Следовательно, место нахождения товарищества указывается в учредительном договоре по месту нахождения одного из участников, которые вправе вести дела товарищества без доверенности (ч. 1 п. 2 ст. 48, п. 2 ст. 67 ГК).
Поскольку филиалы и представительства организации также указываются в ее уставе, нужно учесть следующее. Место нахождения филиалов и представительств не должно совпадать с местом нахождения создавшей их организации (п. 1 и 2, ч. 4 п. 3 ст. 51 ГК).
Вместе с тем само по себе понятие «место нахождения» включает большое количество сведений вплоть до номера помещения. Поэтому полагаем, если есть хотя бы одно различие в реквизитах адреса, то место нахождения может уже признаваться другим. Создание филиала (представительства) по адресу: г. Минск, ул. Уманская, д. 1, этаж 1, каб. 2, который не совпадает с адресом создавшей его организации (г. Минск, ул. Уманская, д. 1, этаж 2, каб. 4), на наш взгляд, не будет противоречить законодательству.
Справочно
Регистрирующий орган самостоятельно осуществляет постановку на учет организации в налоговых органах, органах государственной статистики, органах ФСЗН, а также регистрацию в БРУСП «Белгосстрах» (ч. 1 п. 25 Положения о госрегистрации). Поэтому дополнительно сообщать им о месте нахождения самой регистрируемой организации не нужно.
При последующем изменении места нахождения организации после ее регистрации вносить корректировки в устав необязательно (ч. 1 и 2 п. 22 Положения о госрегистрации). Но это можно сделать для поддержания информации в уставе в актуальном состоянии — при ближайшем внесении изменений в него.
Если организация меняет место нахождения, она должна письменно уведомить по установленной форме об этом регистрирующий орган (облисполком, горисполком) по новому месту нахождения в течение 10 рабочих дней со дня указанного изменения (п. 9, ч. 2 п. 22 Положения о госрегистрации; абз. 2 п. 15 Инструкции о порядке ведения ЕГР).
Пример
Ситуация 1. Срок аренды офисных помещений по одному адресу истек 15.08.2023. С 16.08.2023 организация заключила новый договор аренды помещений по другому адресу. В данном случае уведомление об изменении места нахождения организации должно быть направлено до 29.08.2023 включительно.
Ситуация 2. Организация была зарегистрирована по адресу: г. Минск, ул. Сурганова, д. 57Б, офис 2а. Через какое-то время ее директор переехал из офиса 2а в офис 3. При этом в офисе 2а остались другие работники организации. В данном случае организация должна уведомить регистрирующий орган об изменении своего места нахождения в течение 10 рабочих дней с момента переезда директора в офис 3.
Есть мнение, что при передаче полномочий исполнительного органа по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) или ИП-управляющему фактический адрес управляемой организации меняется на место нахождения управляющей организации (управляющего) (ч. 9 ст. 53 Закона о хозобществах; п. 2 ст. 50, ч. 2 п. 4 ст. 113 ГК). В связи с этим требуется изменить и место нахождения.
Однако иногда на практике место нахождения меняется в том случае, если полномочия исполнительного органа передаются управляющей организации и ее местом нахождения является нежилое помещение. ИП регистрируется по месту жительства (п. 4 Положения о госрегистрации), следовательно, изменить место нахождения организации на место жительства ИП не представляется возможным.
Помещение, допустимое (не допустимое) в качестве адреса организации
По общему правилу местом нахождения организации могут служить только нежилые помещения, т.е. не предназначенные для проживания граждан. Жилые помещения допускается использовать для этих целей только после перевода их в нежилые в установленном порядке (ч. 1 п. 2 ст. 14, ст. 21 ЖК).
Исключением является место нахождения УП, собственником имущества которого является физическое лицо, а также КФХ.
Местом нахождения указанных организаций может выступать жилое помещение физического лица — собственника имущества УП или главы КФХ соответственно. Но только если это дом или квартира. Указание в уставе комнаты в жилом помещении (в отличие от нежилых) в качестве места нахождения УП (КФХ) в данном случае не допускается (ч. 1 п. 5 Положения о госрегистрации).
Справочно
При регистрации УП в квартире или жилом доме с его собственника будут взиматься коммунальные платежи по повышенным тарифам (абз. 4 п. 36.2, абз. 4 п. 12, абз. 2 п. 51, п. 54 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утв. постановлением Совмина от 12.06.2014 N 571).
Регистрация УП (КФХ) в квартире (доме) возможна, если такая квартира (дом) (ч. 1 п. 5 Положения о госрегистрации; п. 4.5 и 4.9, ч. 1 п. 13 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утв. Указом от 07.09.2007 N 413 (далее — Положение N 413)):
— либо принадлежит собственнику имущества УП (главе КФХ) (находится в долевой или совместной собственности);
— либо является постоянным местом жительства собственника имущества УП (главы КФХ), по которому он зарегистрирован. Это обстоятельство подтверждается отметкой о регистрации по месту жительства в удостоверяющем личность документе или сведениями в карточке регистрации. В данном случае речь может идти о регистрации УП (КФХ) только в частном жилищном фонде (п. 16 Положения N 413, п. 4 ст. 10 ЖК).
Справочно
УП (КФХ) не может быть зарегистрировано в жилом помещении, если учредитель — физическое лицо (глава КФХ) не является собственником такого жилого помещения, не зарегистрирован в нем, а имеет иные права в отношении этого помещения (например, право пользования по договору найма без регистрации).
В обоих вышеуказанных случаях регистрация УП (КФХ) допускается лишь после получения согласия от других собственников такого жилого помещения (при их наличии), а также от всех проживающих в нем совершеннолетних членов семьи.
Требования к оформлению и форма такого согласия не установлены. Однако его целесообразно оформлять письменно, чтобы при необходимости подтвердить правомерность регистрации. В перечень документов, подаваемых для регистрации, такое согласие не включено (ч. 1 и 3 п. 14 Положения о госрегистрации). Соответственно, его не нужно представлять в регистрирующий орган. Но все же рекомендуем такой документ хранить в организации на протяжении всей ее деятельности.
Что бывает, когда юридический адрес не совпадает с фактическим
Наряду с термином «место нахождения» часто используются понятия «юридический адрес», «фактический адрес» и т.п. Однако законодательство не дает толкования названным понятиям.
На практике понятие «юридический адрес» тождественно понятию «место нахождения». Иными словами, это адрес, по которому организация зарегистрирована. Следовательно, он, как правило, совпадает с местом расположения исполнительного органа организации.
Случается, что место нахождения исполнительного органа не совпадает с адресом регистрации организации. На практике при таких обстоятельствах адрес, по которому реально находится исполнительный орган, принято называть фактическим, а адрес, по которому организация зарегистрирована, — юридическим.
Пример
Организация указала в заявлении о регистрации конкретное место нахождения. Однако впоследствии она не смогла заключить договор аренды помещений в данном месте и ей пришлось арендовать помещения по другому адресу. Юридический адрес не будет совпадать с фактическим до тех пор, пока организация не уведомит регистрирующий орган о своем реальном месте нахождения.
Как свидетельствует судебная практика, если организация была зарегистрирована по одному адресу, а впоследствии размещена по другому, то такая регистрация не расценивается как регистрация на основании ложных сведений (ч. 2 п. 26 Положения о госрегистрации). Однако при этом важно, чтобы организация вовремя уведомила регистрирующий орган о смене места нахождения.
Судебная практика
Инспекция МНС обратилась в суд с требованием о признании регистрации организации недействительной, поскольку данная организация представила недостоверные сведения о месте нахождения. Ведь фактически организация по месту регистрации не располагалась.
Суд отказал в удовлетворении таких требований, так как сведения о предполагаемом месте нахождения не имеют существенного значения для принятия решения о регистрации. Кроме того, организация соблюла процедуру изменения своего места нахождения — она своевременно уведомила регистрирующий орган о новом месте нахождения.
Постановление апелляционной инстанции экономического суда Гродненской области от 02.03.2015.
Если организация не располагается по своему юридическому адресу (за одним исключением — она своевременно уведомила о его изменении), это может стать основанием для ее включения в реестр лжепредпринимателей. Сведения из такого реестра являются общедоступными (ч. 2 подп. 1.2 п. 1 Указа N 488, www.nalog.gov.by/ru/reestr_ru).
Анализируя сведения из реестра лжепредпринимателей, можно увидеть, что чаще всего организации попадают в него по вышеназванному основанию.